60 лет Chloé: итоги к юбилею

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Габи Айон

Чтобы понять, что задумала и воплотила Габи Айон, которой сейчас 93 года, создав в 1952 году марку Chloé, нужно отчётливо представлять себе, как выглядела парижская модная сцена в эту эпоху. Это было время тотального господства экстремальной диоровской женственности с 15-киллограмовыми платьями, с безбожно утянутой корсетом талией, подушечками, пристёгивавшимися под юбку для большей пышности бёдер, и прочей машинерией, которую сейчас трудно даже вообразить. И вот посреди всего этого появляется молодая женщина, эмигрировавшая из Египта в Париж после войны, и решает делать одежду с совсем другим духом – более доступную, более свободную и более лёгкую во всех смыслах этого слова.

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Габи и Раймонд Айон с другом в Ливане

Она была из вполне состоятельной семьи, но не принадлежала к парижскому истеблишменту, как Живанши, она познакомилась в Париже с дадаистами и сюрреалистами, но не была частью артистического мира, как Диор. Строго говоря, она вообще не была модельером, она просто умела шить и чётко понимала, какой она хочет видеть свою одежду, и даже придумала для неё особое определение – prêt-à-porter de luxe, одной из первых употребив это определение.

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Chloé весна-лето 1960

Так же чётко она понимала, чего хочет добиться, приглашая в 1964 году на должность артистического директора молодого Карла Лагерфельда, который тогда работал в Jean Patou и совершенно ещё не был знаменит. Именно благодаря блестящему пониманию всех вызовов и запросов времени, Габи Айон вместе с Лагерфельдом и удалось превратить Chloé в одну из главных модных марок молодой парижской богемы, которую в конце 1960-х и в 1970-е носили все – от Брижит Бардо до Марии Каллас. Именно благодаря её прозорливости Лагерфельд прославился и получил работу мечты в Chanel. В 1985 году Айон продала компанию Richemont group. Карл ушёл, в 1988 году пришла Мартин Ситбон, потом в 1992 году Лагерфельд вернулся, но в какой-то момент стало очевидно, что время меняется, а Chloé перестала меняться вместе с ним.

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Карл Лагерфельд, 1979

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Гай Бурден. Vogue 1979

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Chloé весна-лето 1980; весна-лето 1981

В принципе, всё и дальше могло бы продолжаться в том же духе – Chloé делала бы аккуратную одежду с неким парижским флёром, успешно её продавала и постепенно превращалась в благородную, но скучную марку со славным прошлым, увядающую вместе со своими клиентками. Таких историй мы знаем немало. Но от этой печальной участи её спасло выдающееся поколение британских девушек, которым сегодня примерно сорок, а тогда было около тридцати.

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Карл Лагерфельд во время показа Chloé весна-лето 1982

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Chloé 1982. Иллюстрация Pierre Le Tan

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Chloé 1982. Иллюстрация Pierre Le Tan

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Chloé 1982. Иллюстрация Pierre Le Tan

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Chloé 1982. Иллюстрация Pierre Le Tan

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Chloé весна-лето 1986

Всё изменилось, когда Лагерфельд, известный многостаночник, делавший на тот момент одновременно коллекции для четырёх брендов, решил сократить их количество, и покинул Chloé во второй раз и уже окончательно. На его место в 1997 году пригласили совсем молодую, только что выпустившуюся из Saint Martins Стеллу МакКартни – и все с большим скепсисом заговорили о её легендарном имени, как главной причине этого выбора. Но уже после первой коллекции стало понятно, что скептики будут посрамлены. За время, проведенное в Chloé, Стелла отточила все характерные черты своего стиля – ясность кроя, функциональность, спортивный шик, лёгкость и цельность силуэтов. И была уже полностью готова к собственной марке.

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Chloé весна-лето 1998

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Стелла МакКартни. Chloé осень-зима 1998

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Chloé весна-лето 2001

Её сменила Фиби Файло, закончившая Saint Martins всего лишь на год позже Стеллы и работавшая её ассистентом в Chloé с 1997 года, – и вот тогда-то и начался настоящий расцвет новой Chloé и настоящий бум вокруг неё. Оказалось, что Фиби обладает уникальным свойством – она безошибочно понимает, чего хотят женщины. То есть может не просто воспроизводить штампы про сексуальность, яркость и энергичность, а действительно чувствовать желания и угадывать потребности женщин, иногда смутные и неясные для них самих. Глядя на её вещи, все вдруг осознали, что вот эти идеально скроенные брюки, хорошо сидящие на любой фигуре, эти безупречные белые рубашки, эти свободные маленькие платья, это соединение спортивности, математически выверенного кроя и свободной уверенности – и есть именно то, чего они всегда хотели, но никак не могли найти, и даже не особенно могли сформулировать свой запрос мирозданию. А тут им всё взяли и представили в самом лучшем виде. Это была новая женственность, и недаром Фиби тут же получила от журналистов прозвище «Шанель XXI века».

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Chloé весна-лето 2004

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Фиби Файло, 2003

Когда Файло оставила Chloé в 2006 году, её место занял Паоло Мелим Андерссон, но продержался на нём всего несколько сезонов: продажи стали драматически падать и руководство Richemont group моментально вернулось к проверенному рецепту – британским девушкам из Saint Martins. В 2008 году Андерссона сменила Ханна МакГибон, работавшая с Фиби Файло. МакГибон – дизайнер более мягкий, у неё не было такого жёсткого видения, она очень увлекалась 1970-ми и вообще сильно отличалась от Файло, но при этом у неё было очень похожее представление о том, что такое «романтизм» и «женственность». Она, как и Файло, понимала под этим, прежде всего, свободу, лёгкость и ясность, что, впрочем, не помогло ей удержаться на должности артистического директора марки.

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Рекламная кампания Chloé осень-зима 2009

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Клер Уайт Келлер. Chloé весна-лето 2011

Но больше никаких гендерных экспериментов в Chloé решили не проводить, и когда в 2011 году расставались с МакГибон, её заменили очередной британской девушкой – правда, на этот раз окончившей не Saint Martins, а Лондонский Королевский колледж искусств, но из того же поколения и со сходной эстетикой. То, что Клер Уайт Келлер уже успела показать, радует и вселяет большой оптимизм по поводу будущего Chloé. И как это не раз уже случалось за 60-летнюю историю марки, именно здесь, наконец-то, раскрылись таланты Уайт Келлер и в полной мере проявился её собственный стиль, который оказался столь подходящим Chloé. В ней есть всё те же лёгкость и свобода, всё та же ясность замысла, и то, что по-английски очень точно называется girlish, и составляет самую суть этого бренда.

Русский вариант – «девичий», «девочковый» – не совсем верно отражает смысл, потому что вещи, которые делает Клер, можно носить не только в 20, но и в 30 и даже в 40. И есть все основания надеяться, что это замечательное свойство вполне способно обеспечить Chloé и следующие 60 лет счастливой жизни.

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Рекламная кампания Chloé весна-лето 2013

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Chloé весна-лето 2013

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Клер Уайт Келлер

60 лет Chloé: итоги к юбилею
Chloé осень-зима 2013

Читайте также:



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: