Платья XIX века. Анилиновые красители

У многих из нас, словосочетание «викторианская эпоха» ассоциируется с одеждой мрачных, невыразительных цветов. На самом деле, это совсем не так! Помните, у Фаулза в «Любовнице французского лейтенанта»: «Молодая дама была одета по последней моде — ведь около 1867 года начался бунт против кринолинов и огромных шляп…

Платья XIX века. Анилиновые красители
Фото 1862-1863 гг. Какого цвета платья у этих дам?

…Глаз наблюдателя мог бы рассмотреть в подзорную трубу пурпурно-красную юбку, почти вызывающе узкую и такую короткую, что из-под тёмно-зелёного пальто выглядывали ножки в белых чулках и чёрных ботинках, которые деликатно ступали по каменной кладке мола…

Платья XIX века. Анилиновые красители
An Elegant Lady Alphonse Marie de Neuville 1874

Цвета одежды молодой дамы сегодня показались бы нам просто кричащими, но в те дни весь мир ещё захлёбывался от восторга по поводу изобретения анилиновых красителей. И в виде компенсации за предписанное ему благонравие прекрасный пол требовал от красок не скромности, а яркости и блеска».

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья, покрашенные анилиновыми красителями из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк). 1863-1865 гг.

“Анилиновые красители, – пишет нам Википедия, – органические соединения, образующиеся при окислении анилина или его солей”.

Платья XIX века. Анилиновые красители

В 1856 г. 18-летний химик Уильям Перкин, при попытке создать новое лекарство от малярии, получил пурпурную краску, которую позже назвал мовеин (от английского названия цветка мальвы (Mauveine)).

Платья XIX века. Анилиновые красители
Портрет Уильяма Перкина. Конечно, с куском лиловой тряпочки в руках.

После того, как в 1862 году королева Виктория появилась на выставке в платье из лилового шёлка mauveine, этот цвет стал безумно популярен, .

Платья XIX века. Анилиновые красители
Небольшой кусочек шёлковой ткани, окрашенный в цвет mauveine. Этот шёлк был предложен для платья королеве Виктории в 1860-х гг.

Платья XIX века. Анилиновые красители
Renoir. Portrait of Mademoiselle Sicotg.1865

Читайте также  В плену воды: невероятно нежные «портреты» цветов

Платья XIX века. Анилиновые красители
1862-63 гг.

До этого пурпурный краситель делался из морских брюхоногих моллюсков – иглянок и стоил безумно дорого, поэтому, одежду пурпурного цвета могли себе позволить только очень богатые люди. В древности пурпур был синонимом власти, признаком царственности их обладателя, а в XIX веке этот цвет носили повально все дамы.

Платья XIX века. Анилиновые красители
Журнал “Модный магазин” 1862 г. В 1860-х гг. слово “фиолетовый”
– самое часто повторяющееся в описании цвета модных нарядов.

В августе 1859 года сатирический журнал “Панч” высмеял повальное увлечение фиолетовым цветом, назвав его “сиреневой корью”: болезнью, которая вспыхнула как “жалкая сыпь на ленточках” и закончилась, распространившись по всему телу, окрасив его розовато-лиловым.

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья XIX века. Анилиновые красители
William Holman Hunt. Fanny Holman Hunt 1866-68

Платья XIX века. Анилиновые красители
1860 гг.

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья XIX века. Анилиновые красители
1872 г.

В 1859 году Франсуа-Эммануэль Верген получил краситель «маджента» (magenta) — название, которое стало цветообозначением для целой группы розово-сиреневых цветов и оттенков.

Платья XIX века. Анилиновые красители

Впервые magenta использовалась как антисептик в битве при Мадженте (1859 г., Северная Италия), отсюда и такое красивое имя красителю.

Платья XIX века. Анилиновые красители
Такой оттенок magenta часто называют “фуксин”.

Платья XIX века. Анилиновые красители
Платье из коллекции музея Виктории и Альберта (Лондон). Ткань покрашена анилиновым красителем magenta, но оттенок более сиреневый. 1869-1870 гг.

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья XIX века. Анилиновые красители

Цвет «сольферино» (ярко-красный с лиловым отливом) получил своё название в сходных обстоятельствах – после битвы при деревушке Сольферино (1859, сражение против австрийской армии выиграли итальянцы совместно с французами).

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья XIX века. Анилиновые красители
1869. Из коллекции музея Метрополитен.

Надо сказать, что итальянское освободительное движение против австрийских захватчиков и последующее объединение Италии дало моде немало интересных открытий.

Надеюсь, вы уже обратили внимание, что эти анилиновые соединения активно использовались не только в текстильной промышленности, но и в медицине. Например, цвет «бриллиантовый зелёный» (открытый в 1891 г.) мы все с вами знаем с детства, поскольку наши мамы использовали его как антисептик и мазали им наши разбитые коленки. В России его называют просто: «зелёнка».

Читайте также  Blumarine весна-лето 2013

Платья XIX века. Анилиновые красители
Portrait of Elizabeth Gardener Bouguereau. Charles Amable Lenoir 1895

Платья XIX века. Анилиновые красители

Или, например, «метиленовый синий». Он был синтезирован Генрихом Каро в 1876 году.

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья XIX века. Анилиновые красители
Lovis Corinth. Frau Luther 1911

Его применяли для окраски хлопка, шерсти, шёлка в ярко-голубой цвет, однако окраска оказалась слабоустойчивой к свету. В медицине же, он также используется в качестве антисептика и как антидот при отравлении цианидами, угарным газом и сероводородом.

Следуя запросам текстильной промышленности, в конце XIX века стремительно развивалась органическая химия, были созданы новые анилиновые красители: анилиновый чёрный, Бисмарк коричневый, Хофманн фиолетовый, Магдала красный, Манчестер коричневый, Мартиус жёлтый, Николсон голубой (цвета, названные в честь химиков, их открывших) анилиновый жёлтый, голубой из Леона, bleu de Paris, зелёный альдегид и другие.

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья XIX века. Анилиновые красители

Платья XIX века. Анилиновые красители

Почти сразу с возникновением анилина, пошли слухи о том, что эти красители вредны для здоровья, даже, смертельны, причём, не только для тех, кто их производит, но и тех, кто носит окрашенные ткани.

Платья XIX века. Анилиновые красители

В начале 1870-х немецкий химик обнаружил следы мышьяка в ткани, окрашенной в пурпурный цвет. Он предположил, что яд может просочиться в кожу от дождя или пота. После этого закрылось несколько фабрик, производящих анилиновые красители.

Платья XIX века. Анилиновые красители

У этих красок был ещё один недостаток, большинство из них непрочны и разрушаются от воздействия света и воды. Исключением является очень стойкий краситель — анилиновый чёрный.

Так что, теперь, думая о конце XIX века, вы будете представлять его себе более радужным, не так ли?