Ведьмы в истории искусства

Ведьмы в истории искусства
Поль Дельво. “Ночной визит”. 1938

Ведьмы привлекали живописцев начиная с XVI века — именно в это время гонения на женщин, якобы заключивших договор с дьяволом, достигли своего пика. Однако и сейчас, когда шабаши, вурдалаки и отвары из крысиных хвостов остались в прошлом, художники обращаются к этой полной мистицизма теме. Таким образом, история изображения ведьм насчитывает целых пять веков — и едва ли это предел.

Огромному пласту в истории мировой живописи и посвящена выставка “Witches and Wicked Bodies”, открывшаяся 27 июля в Шотландской национальной галерее современного искусства. Тематически экспозиция поделена на шесть блоков. Центральным полотном раздела “Шабаши и дьявольские ритуалы” является одна из самых известных картин, посвящённых нечистой силе, — “Ведьмы со своими заклинаниями” Сальватора Розы. Её на время предоставила лондонская Национальная галерея.

В блоке “Магические круги, заклинания и воскрешения мёртвых” особое внимание стоит обратить на Джона Уильяма Уотерхауса, английского художника, прославившегося своими женскими образами. А именно — на полотно “Магический круг” 1886 года. Современное же искусство представлено работами Кики Смит и Паулы Рего (едва ли не первых художниц, взявшихся за эту считавшуюся сугубо мужской тематику).

Очевидно, что далеко не всегда ведьмы воспринимаются нами как зловещие, инфернальные существа, от одного вида которых начинают трястись коленки. Картины великих художников показывают, что в них несомненно есть что-то очень обаятельное и женственное. Экспозицию “Witches and Wicked Bodies” можно посмотреть до 3 ноября.

Ведьмы в истории искусства
Сальватор Роза. “Ведьмы со своими заклинаниями”. 1646

Ведьмы в истории искусства
Джон Уильям Уотерхаус. “Магический круг”. 1886

Ведьмы в истории искусства
Уильям Блейк. “The Whore of Babylon”. 1809

Ведьмы в истории искусства
Паула Рего. “Straw Burning”. 1996

Читайте также  Как прошёл ежегодный парад цветов в Нидерландах