Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы?

Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы?
Питер Пауль Рубенс. Слева – Венера перед зеркалом, 1612. Справа – Похищение дочерей Левкиппа, ок. 1618

28 июня исполняется 439 лет со дня рождения знаменитого фламандского художника Питера Пауля Рубенса. Споры о рубенсовских «грациях» длятся уже не одно десятилетие. Ничто так не подвержено частым переменам, как эстетические идеалы и каноны красоты. И эта тема не даёт покоя искусствоведам и любителям живописи: так что же всё-таки воплотил художник в своих работах – собственные предпочтения, идеалы эпохи Возрождения или ироничное их преувеличение?

Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы?
Рубенс. Персей и Андромеда, 1620-1621

Творчество Рубенса считают связующим звеном двух культурных эпох – Возрождения и XVII в. Как известно, в культуре Ренессанса возрождались античные традиции, с их культивированием красоты человеческого тела, прославлением свободы и гармонии, изображением обнажнёной натуры – всего того, что во времена Средневековья находилось под запретом. На смену абстрактной духовности приходит подчёркнутая телесность, происходит реабилитация чувственной красоты. Природа отныне не противопоставляется Богу, а воспринимается как его воплощение на земле, так же, как и человеческая красота.

Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы?
Рубенс. Слева – Автопортрет с женой Изабеллой Брандт, 1609. Справа – Сыновья художника Альберт и Николас, 1626-1627

Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы?
Рубенс. Суд Париса, 1625

Представления о женской красоте вполне соответствовали духу самой эпохи: пышные формы воспринимались как свидетельство физического здоровья и внутреннего величия. Брантом пишет: «Вот почему полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия, ибо за эти последние, как и за другие их совершенства, их ценят. Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча». Рубенс во многом придерживался эстетики Возрождения, хотя только этим нельзя объяснить созданный им идеал красоты.

Читайте также  Как проходят рабочие будни стюардесс

Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы?
Рубенс. Слева – Портрет Изабеллы Брандт, 1625-1626. Справа – Портрет Изабеллы Брандт, 1626

Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы?
Рубенс. Суд Париса, 1635-1638

Рубенса также нередко называют основоположником барокко в живописи, хотя это утверждение иногда поддаётся сомнению. Это верно в том случае, когда речь идёт о пышности и богатстве красок, об изображении тяжеловесных фигур в стремительном движении, в моменты невероятного эмоционального напряжения. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». В творчестве Рубенса действительно воплотилась барочная телесность и тяжеловесная красота, однако присущая барокко условность уступает у него напору живой реальности.

Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы?
Рубенс. Слева – Три грации, 1639. Справа – Вирсавия у Фонтана, 1635

Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы?
Рубенс. Венера и Адонис

Идеал рубенсовской красоты далёк и от классических канонов, и от современных представлений о ней. Однако его современникам пышнотелые красавицы не казались ни чрезмерно грузными, ни безобразными. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Каждый миллиметр их телесных несовершенств выписан с таким тщанием и любовью, что сомнений не остаётся: Рубенс действительно преклонялся перед таким типом красоты и считал его идеальным для изображения.

Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы?
Рубенс. Слева – Портрет Елены Фоурмен с её первенцем Франсом, 1635. Справа – Елена Фоурмен с детьми Клер-Жанной и Франсуа, 1636-1637

Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы?
Рубенс. Слева – Портрет Елены Фоурмен в свадебном одеянии, 1631. Справа – Портрет Елены Фоурмен

Подтверждением того, что на формирование его идеалов повлияла не только эстетика Возрождения, но и личные предпочтения, является и то, что художник был женат на женщинах именно такого типа и всю жизнь писал их с любовью и восхищением. Чертами Изабеллы Брандт и Елены Фоурмен наделены женские персонажи на многих картинах Рубенса. Историк искусства Э. Фромантен писал: «Похоже, в сердце художника поселился определённый женский тип, который представлялся ему идеальным, поскольку к этому типу красоты можно было отнести в равной степени обеих его жён. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных».

Читайте также  Самая фантастическая коллекция верхней одежды «Manteaux de Soir»

Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы?
Рубенс. Слева – Шубка, 1636-1638. В центре – Автопортрет в шляпе. Справа – Портрет Елены Фоурмен

Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы?
Рубенс. Венера и Адонис, 1635