Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
А. Брюллов. Портрет княгини С.А.Львовой. 1830-е годы.

Когда-то, в детстве, рассматривая репродукции в журнале «Огонёк», не могла налюбоваться на акварели Александра Брюллова. С них на меня смотрели красиво одетые дамы, с причудливыми причёсками.

Я с наслаждением рассматривала каждую деталь. Но особенно меня восхищали гребни.

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
А. Брюллов. Портрет М.О.Смирновой. Начало 1830

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Huge tortoiseshell comb, colonial style 1830-50

Спасибо интернету, сегодня в сети можно найти любую информацию. И вот что я узнала про эти прекрасные украшения для волос.

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Действительно, такие высокие гребни были очень популярны в 19 веке. И назывались они peinetas. Мода на них пошла из Испании. Сначала испанки носили мантилью просто наброшенной на голову, но позже стали надевать с высоким гребнем.

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет испанской инфанты Луизы-Фернанды

С 1830–х годов такие гребни стали носить не только в Испании, но и во всей Европе.

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Александр Брюллов. Портрет Бакуниной Е. П.

19 век – это эпоха увлечения всем историческим, романтическим и этническим. Были популярны исторические костюмированные балы, аристократы заказывали парадные портреты в эффектной, но чужой национальной одежде: турецкой, испанской, итальянской, русской.

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
П. Н. Орлов “Портрет Софьи Соллогуб” 1840-е гг. Софья изображена художником в итальянском костюме.

Поэтому неудивительно, что некоторые элементы исторического и народного костюма постепенно перешли в повседневную одежду. Например, из испанского костюма были позаимствованны кружевная мантилья и peinetas.

Делали peinetas из разных материалов: черепахового панциря, рога, металла.

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Гребень из панциря черепахи

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Гребень из роговой пластины

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Brass comb, lacy work

Черепаховый гребень изготавливали не из сухопутных черепах, а из морских. Но дороже всех ценились изделия из панциря белой черепахи.

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Blonde tortoiseshell comb with gold piqué

Читайте также Рецепт на выходные: Хлебный соус с овощами для белой рыбы

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
А. Брюллов. Портрет С. А. Волковой. 1831 г.

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Blonde tortoiseshell scroll comb

Такие красивые гребни особенно эффектно смотрелись на просвет, поэтому дамы их втыкали в свои причёски, немного под углом. Это позволяло красивые, украшенные ажурной резьбой или декоративными накладками гребни хорошо рассмотреть со всех сторон.

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Карл Гампельн. Портрет А. М. Виельгорской

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Tortoiseshell comb, floral motif 1830-50

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Такой гребень с шариками называется “Жозефина”, в честь супруги Наполеона.

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Leominster tortoiseshell comb

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Tortoiseshell comb, lacy lotus decor 1830-50

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Tortoiseshell comb, monogram motif

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
В. Тропинин. Портрет Киселёвой, 1834 г.

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
CARVED and PIERCED NATURAL SHELL HAIR COMBS, 19th

Гребни изготавливались вручную, и часто это были просто произведения прикладного искусства.

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
CARVED and PIERCED NATURAL SHELL HAIR COMBS, 19th C.

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Tortoiseshell comb with marquetry

Причём, были популярны как ажурные, словно кружевные гребни,

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Маурисио Ругендас. Портрет Кармен Арригада

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Франсуа Фляйшбайн. Портрет Марии-Луизы Тету. 1833-1836 гг.

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
так и гребни из целой пластины с накладками из металла или гравировкой.

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
В. А. Тропинин. Портрет Е. В. Мешковой

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Часто можно увидеть совсем простые, но всё-равно завораживающие гребни.

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
П. Ф. Соколов. Портрет Евдокии Бакуниной

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
П. Ф. Соколов. Портрет Екатерины Долгоруковой

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Иногда, подражая испанкам, европейские барышни излишне увлекались размерами peinetas, что незамедлительно высмеивалось в журналах.

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)
Карло Пеллегрини. Портрет доньи Хуаны Родригез де Карранса

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Черепаховый гребень времён бидермейера (1815-1848)

Добавить комментарий