Дорис Дэй. Икона, которую никто не знал

Дорис Дэй. Икона, которую никто не знал

14-летняя Дорис Мэри Энн фон Каппелхофф из пригорода Цинциннати в мае 1938 года победила на конкурсе талантов в Голливуде – в паре с мальчиком Джерри Доггерти она лихо отплясала популярный в то время свинг, за что ребят наградили премией в 500 долларов.
А по дороге из Голливуда в Цинциннати, когда девочка уже не сомневалась, что впереди ее ждет блестящая карьера профессиональной танцовщицы, она попала в автокатастрофу – правая нога была буквально раздроблена.
Полгода она провела на костылях.
Однажды во время реабилитационных занятий, когда она мурлыкала себе под нос какую-то песенку, доктор заметил, что у нее милый голосок, и посоветовал заняться вокалом…

Дорис увлеклась пением, вскоре она начала брать уроки пения, а уже с 17 лет стала выступать.

Сначала она работала в коллективе под руководством знаменитого тогда джазового музыканта Барни Рэппа. В это же время она, по инициативе Барни, взяла себе псевдоним «Дэй» взамен родной фамилии «Каппелхофф», которую он посчитал очень длинной и сказал, что, по его мнению, это звучит «слишком по-еврейски». Первую песню, которую она спела для него была «День за днем» (Day After Daу), и ее псевдоним был принят от этой песни.

В 1945 году Дорис исполнила песню “Сентиментальное путешествие” (Sentimental Journey), которая стала очень популярной среди демобилизировавшихся из американских войск, которые возвращались домой.

Дорис Дэй. Икона, которую никто не знал

Дорис много гастролировала в США. Её популярность, как радио-исполнительницы и вокалистки, а также выход второго хита «Мои мечты стали лучшими во все времена» (My Dreams Are Getting Better All The Time), способствовали вскоре началу её кинокарьеры.

В 1948 году Дорис снялась в фильме «Роман в открытом море». Успех фильма способствовал становлению актёрской карьеры Дорис и записи ее хит-альбома «Это Магия» (It’s Magic). В 1950 году военнослужащие США в Корее, проголосовали за нее, как за самую свою любимую звезду.

Дорис Дэй. Икона, которую никто не знал

Но, к сожалению, часто оказывается невозможным быть счастливым во всех сферах жизни. В личной жизни Дорис откровенно не везло. В 17 лет она вышла замуж за музыканта из оркестра Ала Джордана, а когда забеременела, муж потребовал сделать аборт. Дорис отказала и подвергалась физическому насилию всю свою беременность. Вскоре после рождения сына Тэрри, Дэй подала на развод. После развода Джордан покончил с собой, ограничив тем самым брак двумя годами.

В 1946 году Дорис снова выходит замуж за актёра Джорджа Уайдлера. Второй брак тоже не состоялся – в 1948 году пара развелась.

Съемки в фильме «Роман в открытом море» отвлекли Дорис от неурядиц в личной жизни.

Дорис Дэй. Икона, которую никто не знал

Последовали новые фильмы. Сначала это были комедии, такие как «В свете серебристой луны» и «Чай для двоих». Во время съемок на студии «Warner Bros.», она встретилась с Мартином Мэлчером, который стал ее агентом, а затем, после ее 27-милетия и третьим уже по счету мужем.

Кстати, несмотря на ужасную травму ног в детстве, Дорис лихо отплясывает в своих фильмах:

Фильм “Колыбельная Бродвея” (Lullaby of Broadway) (1951)

В 1953 году вышел новый фильм с Дорис «Катастрофа Джейн» (Calamity Jane), песня из которого «Секрет любви» (Secret Love), исполненная Дэй, получила «Оскара» в номинации «Лучшая песня года».

Читайте также 20 великолепных произведений искусства, которые доказывают, что вышивка – это не скучно

Дорис Дэй. Икона, которую никто не знал

После провальной комедии «Это молодое сердце» с Фрэнком Синатрой, Дорис прекратила свой контракт с «Warner Bros.» и стала работать под управлением мужа Мартина Мэлчера. Это способствовало тому, что помимо комедийных ролей у неё появились и серьёзные драматические.

В 1955 году она получила хорошие отзывы критиков за роль певицы Рут Эттинг в фильме «Люби меня или оставь меня», в котором снималась с Джеймсом Кэгни. Позже, в своей автобиографии, она назвала этот фильм лучшим в своей карьере.

В фильме Альфреда Хичкока «Человек, который слишком много знал» Дорис исполнила песню «Все, что будет, будет» (Whatever Will Be, Will Be), которая принесла ей второго «Оскара». Песня также известна под названием “Que sera, sera”.

В конце 50-х начал набирать популярность разбитной рок-н-ролл, и любовь к музыкальным фильмам, в которых снималась Дорис, пошла на спад.
А в 60-х началась сексуальная революция, и зрителю уже было недостаточно пения и “говорильни” в комедиях, нужно было и что-то показывать, как это делали, например, Мэрилин Монро и Джейн Мэнсфилд.

Дорис следовать этим новым веяниям в предпочтениях зрителей, а значит, и кинокомпаний, категорически не желала. Дэй до такой степени повлияла на тенденцию опреснения и выхолащивания голливудских фильмов, что известный кинокритик Филип Лопэйто в статье «В ожидании Антониони», назвал эту актрису «злокачественной Дорис Дэй».

Писатель Томаш Миркович в своей книге “Паломничество в Святую Землю Египетскую” напишет:
“…несмотря на известные ограничения, в американских фильмах можно было показать довольно много секса; только в начале пятидесятых начали крутить этот ханжеский слащавый кич с Дорис Дей. Если бы не Мэрилин Монро, смотреть было бы не на что! К счастью, теперь снова пошли перемены.”

Критики и репортёры того времени окрестили Дорис «всемирной старой девой». В результате она перестала быть одной из самых популярных звёзд, последний раз блеснув в фильме «Лодка со стеклянным дном». Дэй сама признавала среднее качество своих фильмов, и снималась в них лишь по настоянию мужа.

Дорис Дэй. Икона, которую никто не знал

Изменение общественных вкусов также отразилось на карьере Дорис, как певицы. Её альбомы «Duet» и «Latin» получили похвалу критиков, но коммерческим успехом в США не пользовались. В 1967 году Дорис записала свой последний альбом «The Love Album», выпуск которого состоялся лишь в 1994 году!

Вдобавок ко всему в 1968 году умер её муж Мартин Мэлчер, и, после почти двух десятилетий проведенных в браке, Дэй была потрясена, обнаружив, что ее муж и его бизнес-партнер Джерри Розенталь, растратили почти все ею заработанные деньги, оставив ее в глубокой долговой яме.

Она также узнала, что незадолго до смерти, ее муж подписал контракт с телевидением на выпуск «Шоу Дорис Дэй». Дорис никогда не хотела сниматься на телевидении, но оспорить контракт не могла и осенью 1968 году это шоу стартовало.

Читайте также Ноу-хау: советы от голливудских визажистов

Шоу имело большой успех. Основной его музыкальной темой была песня «Que Sera, Sera». Дэй неустанно работала на протяжении всего показа, чтобы оплатить все долги мужа. После окончания съёмок Дорис больше не появлялась ни на телевидении, ни в кино.

В 1970-х годах Дорис активно занялась защитой прав животных. Она стала давать интервью для многих газет и журналов, в которых осуждала знаменитостей, носящих меха.

Дорис Дэй. Икона, которую никто не знал

Дорис активно продвигала свои предложения по защите прав животных в Конгресс, а так же выступала с предложениями поправок в законодательство, обращаясь к президентам Рональду Рейгану и Биллу Клинтону. Ею так же была создана «Лига животных Дорис Дэй», которую она стала финансировать.

В 1976 году Дорис 4-й раз выходит замуж за Барри Комдена (1976-1981) – он был метрдотелем в одном из любимых ресторанов Дорис. После развода Барри признался, что Дэй больше времени уделяла своим друзьям-животным, чем ему.

А в 1990-е годы вновь появился интерес к персоне Дорис Дэй. В 1992 году вышел диск с лучшими её хитами, а одна из песен была использована для саундтрека к фильму «Строго по правилам».

Дорис Дэй. Икона, которую никто не знал

В начале 2000-х стали большим спросом пользоваться диски с её фильмами, появилось много веб-сайтов, посвящённых Дорис Дэй ().

В 2004 году Дэй была награждена «Президентской медалью Свободы», но отказалась посетить церемонию, из-за страха перед полётом. Она также отказалась от вручения ей почётного «Оскара» и «Награды центра Кеннеди» по той же причине.
9 февраля 2008 состоялась церемония вручения премии Грэмми, на которой Дорис получила награду.

Дорис Дэй. Икона, которую никто не знал

Неспроста рецензию в «Нью-Йорк таймс» на книгу о ней певица Нелли Маккей (Nellie McKay) назвала Eternal Sunshine – «Вечное сияние».

В частности, Нелли там пишет:

«Дэй была источником морального уюта, по которому тосковали тогдашние зрители. Ее героини легко и естественно соответствовали всем правилам приличий и добропорядочности довоенного американского общества. И на это восторженно и сердечно откликалось общество 50-х, которое чувствовало, что и все их приличия, и вся их добропорядочность тают под напором исторических обстоятельств. Дорис Дэй символизировала собой (гораздо больше, чем Ширли Маклейн и Дебби Рэйнольдс) Америку «среднего белого американца».

Она сохраняла счастливое и невинное выражение лица в не такие уж счастливые и невинные времена ядерного оружия и сексуальной революции. Ее интимные отношения с массовым зрителем объяснялись еще и одинаковым типом юмора, и теми же объектами этого юмора. Сейчас кажется фрондерством то, что в ее фильмах позволяли себе герои: шутки в адрес женщин, афро-американцев, толстяков, стариков, гомосексуалистов… Нынче это все – табу. Словом, если верить расхожей мудрости, которая гласит, что по плохим фильмам можно гораздо больше узнать о жизни общества, чем по хорошим, то фильмы Дорис Дэй – лучший объект для изучения…

…В последние десятилетия продажа музыкальных альбомов Дорис Дэй ежегодно удваивается, а то и утраивается, и ее раскритикованные фильмы, записанные на DVD, пользуются неизменной популярностью. Возможно, что причина этой новой волны популярности – ностальгия среднего американца по оптимизму. В своих фильмах Дорис Дэй попадает в ужасные ситуации: мужчины бросают ее, покушаются на ее жизнь, выгоняют с работы. Кругом бушуют равнодушие, корысть, цинизм. Но она преодолевает все трудности – благодаря энергии и смелости, сообразительности и благородству, прямоте и неугасимой улыбке. Она сексапильна, но не публично; она добивается успеха, но без цинизма; она добросердечна, но не размазня, и поэтому она была и остается в Америке образцом для подражания, или, точнее сказать, образцом для выживания».»

Читайте также Домики и небоскрёбы в цветочной вазе

Дорис Дэй. Икона, которую никто не знал

Дорис Дэй владеет отелем «Cypress Inn» в Калифорнии. Расположенный всего в 6 кварталах от океана, отель находится под управлением Дорис уже в течение 30 лет. Характерной особенностью «Cypress Inn» является необычайное радушие по отношению к гостям, путешествующим с домашними питомцами, особенно с собаками.

Сын активно помогал матери в ее делах, пока не скончался в возрасте 62-х лет от осложнений меланомы (рак кожи) в 2004 году.

И вот песни Дорис Дэй снова в чартах. И это при том, что звезде 87 лет!

Интерес к творчеству Дорис Дэй возродился в начале 2000-х, что не в последнюю очередь связано с увлечением молодежи ретромузыкой и потребностью получить то, что ценили их бабушки, но напрочь лишилась современная культура, – искренность и нежность.

Дорис Дэй. Икона, которую никто не знал

Это не значит, что Дорис сидела в студии и записывала новые песни. Под руководством ее сына, продюсера Тэрри Мелчера, для этого издания были использованы записи, сделанные в 1980-х годах. В результате получилось обаятельное ретро.

Пластинка содержит 9 новых записей. Среди них и песни ее сына Тэрри Мелчера (Terry Melcher). Альбом вышел бы раньше, но по причине кончины Тэрри, выход задержался.

Альбом 87-летней исполнительницы под названием “Мое сердце” (My Heart) стал ее первым посещением британских рейтингов. Он вышел пока только на территории Британии и Германии. Но звукозаписывающая компания Sony Music UK в настоящий момент продолжает поиски дистрибьютора в США.

Писатель Дэвид Томпсон сказал в честь дня ее рождения (3 апреля):

«Я думаю, что Дорис Дэй как икона, которую никто не знал…Она не дает интервью, она не заинтерисована в создании себя, как легенды. Так что это может быть не больше, чем объект для обожания какого-либо поколения, не бывшее в реальном безвыходном положении – это загадка, которую я нахожу интригующей и сегодня».

Дорис Дэй. Икона, которую никто не знал

Постскриптум (и бонус!):

Помните песенку “Guizas,Guizas, Guizas” из рекламы одноименных духов? Этот мотив буквально въедается в мозг!

Песня была написана еще в 1947 году кубинским композитором Освальдо Фарресом (Osvaldo Farres). Название переводится “Быть может, быть может, быть может”. Ее пели разные исполнители: и мужчины, и женщины.

Но популярной ее сделала Дорис Дэй! Певица записала кавер-версию этой песни на английском языке под названием “Perhaps, Perhaps, Perhaps” (перевод тот же) в 1964 году. И после нее эта песня претерпела множество кавер-версий, но именно исполнение Дорис ее весьма популяризировало. Эта версия хита использовалась и в качестве саундтрека в кино, и на телевидении.

Изюминки
Добавить комментарий