Часто наши знания о других странах сводятся к давно устоявшимся стереотипам. Согласно одному из них, французы никогда не расстаются с маленьким чёрным беретом. А между тем, сегодня во Франции его почти никто не носит, за исключением немногих пожилых людей и… туристов! Так каким же образом эта маленькая шапочка из чёрного фетра, столь популярная в начале ХХ века, стала эмблемой всей страны?
В начале был… «Onion Johnny», то есть «Луковый Жанно» («Жанно» – уменьшительно-ласкательное от «Жан» – прим. ред.). Так англичане прозвали бретонских крестьян, которые каждое лето приезжали в Англию и, кто пешком, а кто на велосипеде, обходили окрестные деревеньки, продавая знаменитый роскофский лук (город Роскоф — небольшой курорт в Бретани, который славится своим сладким красным луком, завезённым сюда одним монахом-капуцином из Португалии ещё в XVII веке).
«Луковые Жанно» появляются в начале XIX века, а сам феномен просуществует вплоть до 1930-х годов: экономический кризис, введение в Англии протекционистских пошлин и начало Второй мировой войны положат конец преуспевающей «луковой торговле».
«Луковые Жанно» (конец XIX века) Герой баскского фольклора Олентцеро
Но сам берет появился вовсе не в Бретани, а в юго-западной Франции, точнее, в регионе Беарн, где он является традиционным головным убором пастухов. Сегодня берет считается частью нематериального наследия этого своеобразного региона, чей статус родины берета иногда оспаривает раскинувшаяся по соседству страна басков.
Поль Сезанн «Автопортрет в берете» (1898-1900) Эмиль Золя в берете (ок. 1902)
Как мы видим, эта фетровая шапочка неразрывно связана с крестьянским обиходом. Однако в начале ХХ века начинается массовое переселение крестьян в города, и мало помалу берет становится популярным головным убором и в городской среде.
Читайте также 20 меховых воротников
Поначалу его носили исключительно мужчины, но постепенно он завоевал себе место и в женском гардеробе, став к 1930-м годам необходимым модным аксессуаром. Мода на берет, как впрочем и любая другая мода, со временем прошла, но, по неизвестной причине, именно он станет символом французской элегантности.
Пьер Дора «Луиза в красном берете» (ок. 1925-1950) Кис Ван Донген «Женщина в берете» (1936)
Кстати, немало тому способствовал и голливудский кинематограф: невысокий и усатый персонаж в берете, с бутылкой красного вина в руке и багетом под мышкой, который рассекает город на велосипеде — так выглядел типичный француз в представлении американских режиссеров. Вышедший в 2000 году и имевший огромный успех во всём мире французский фильм «Амели» также представляет французский образ жизни в несколько карикатурном виде: опираясь на целый набор стереотипов, он подкрепляет то наивное представление о французах, которое сложилось у иностранцев много десятилетий назад.
На самом же деле, французы не носят берет, не играют на аккордеоне, редко носят усы и мало ездят на велосипеде, моются каждый день и не имеют особых «донжуанских» дарований. А вот их вульгарная манера выражаться и постоянные жалобы на всё и вся уже больше похожи на правду. Кстати, на youtube с невероятной быстротой растёт количество юмористических роликов, пародирующих все те нечленораздельные звуки и непристойности, которые так богата речь французов. И вот это-то является чистой правдой.
Смотрите также:
• Французский багет – национальная эмблема
• О камамбере… и не только!