Арселе́ (фр. arcelet) — самый популярный женский головной убор XVI века (1510 — 1600 гг.). Разные модификации арселе мы можем видеть на головах Марии Стюарт и Екатерины Медичи, жён Генриха VIII и его дочери Елизаветы I, Марины Мнишек и королевы Марго.
Арселе по своей форме напоминает некоторые варианты русского кокошника. Создатели костюмных фильмов, и особенно экранизированных сказок, часто используют именно арселе в качестве головного убора царевен и других сказочных красавиц.
Арселе появился во Франции, как эволюционная форма головного убора XV века — тамплета. Впервые мы его можем видеть на портретах 1510 гг. Основу головного убора составлял плотный чепец: он открывал лоб и волосы, расчёсанные на прямой пробор. Далее следовал металлический каркас, надеваемый на этот чепец, а дополнял сооружение кусок чёрной ткани (как правило, бархата), который крепился к каркасу и свободно ниспадал на плечи и спину. (К концу XVI века арселе лишился своей «фаты» в связи с появлением громадных воротников. Эта эволюционная форма арселе называлась аттифэ.)
В Англии мода на арселе берёт своё начало в середине 1520-х годов, когда Анна Болейн продемонстрировала этот изящный убор при дворе Генриха VIII. Дело в том, что в Англии в то время был свой «национальный» головной убор — громоздкий гейбл (тюдоровский чепец), и ношение арселе стало признаком бездумного следования иностранной моде. В Англии головной убор так и называли — «французский чепец» — френч худ (кстати, именно под таким названием он вошёл в историю костюма).
Джейн Грей, королева Англии с 10 июля 1553 года по 19 июля 1553 года. Известна также как «королева на девять дней». Казнена по обвинению в узурпации власти 12 февраля 1554 года. Художник: Lukas de Heere (1534–1584)
Eкатерина Парр, шестая жена Генриха VIII. Рис. Д. Райта. XIX век.
Читайте также Артистичная 2-летняя малышка примеряет различные костюмы
Со временем арселе распространился по всей Европе, практически вытеснив, подобные гейблу, национальные немецкие, польские, итальянские головные уборы. Позже арселе изменялась — то он был подковообразный, то в форме сердечка, то приобретал форму, близкую к прямоугольнику. Каркас арселе, обтянутый тканью, сначала скромно украшался жемчугом, затем стала декорироваться вся его поверхность.
Corneille de Lyon (1500-1575), Portrait de jeune femme à la robe ornée de colliers de perles
Мария Тюдор и её второй супруг Чарльз Брэндон, 1-й герцог Саффолк. Художник Ян Госсарт, ок. 1516 г. (фрагмент)
Портрет Марии Стюарт в возрасте 12-13 лет, Национальная библиотека им. Оссолинских, Вроцлав.
Elizabeth Seymour wearing a French hood. Hans Holbein the Younger, c. 1540
1550s Bess of Hardwick by anonymous follower of Hans Eworth (Hardwick Hall, Derbyshire)
Young unknown French lady, c.1530s
Madeleine de la Tour d’Auvergne (1501-19)
Master A.W.’s Portrait of a Lady, 1536
Master of the Female Half-Lengths (fl. circa 1500–1530) La Luthiste’. 1530-1540
Мария I Стюарт, гравюра XIX века
Анна Болейн – вторая жена (c 25 января 1533 до казни) короля Англии Генриха VIII. Мать королевы Англии Елизаветы I. 1525 г.
Екатерина Парр ок. 1545 года. Королева-консорт Англии и Ирландии, шестая и последняя жена (1543—1547) короля Англии Генриха VIII. Национальная портретная галерея в Лондоне.
Екатерина Парр. Неизвестный художник 16 века.
Jacqueline de Bourgogne by Jan Gossaert, c.1530. (National Portrait Gallery, London)
Mary FitzAlan, Duchess of Norfolk, 1555, by Hans Ewoth
Арселе в живописи 16 века.