Из истории дамской сумочки

История дамской сумочки началась сравнительно недавно – менее трёх веков назад. До этого, в средние века, как женщины, так и мужчины носили на поясе незатейливый мешочек, узелок или кошель. Содержимое этих вместилищ было самым разнообразным — в них, за неимением карманов, складывали всё, что могло пригодиться за пределами дома: деньги, принадлежности для разведения огня, предметы туалета и прочую мелочь. Но чаще всего они выполняли роль кошельков.

Происхождение дамской сумочки от кошелька подтверждается и её названием — в английском, например, и то и другое может одинаково обозначаться словом purse.

Женская сумочка в ожидании лучших времен оставалась принадлежностью домохозяек среднего класса. В Германии и скандинавских странах замужние женщины носили на поясе объёмистую плоскую сумку на металлическом каркасе-рамке. Она была обязательной принадлежностью хозяйки дома и часто передавалась по наследству. В богатых семьях использовали серебряный каркас и дорогие ткани, в домах победнее довольствовались медной или железной рамкой и недорогим сукном или кожей.

Были и специальные сумки для молитвенников, с которыми благочестивые прихожанки посещали церковь.

Изображения XVI века

Фрагмент картины Квентина Массейса и портрет сэра Томаса Грэшама

Адмирал Нельсон и кошелёк, который ему принадлежал

И хотя сумками пользовались и мужчины, к XVII веку они обзавелись карманами, а небольшими сумочками продолжали пользоваться, пожалуй, только завзятые игроки и любители табака. В качестве “игорных” сумок использовали кошели с твёрдым дном — чтобы их можно было ставить на стол. В них хранили кости и карточные колоды. Как и сумочки для табака и курительных принадлежностей, они были затейливо украшены.

Кошельки нередко изображались в натюрмортах

В XVII веке в обиход стал входить так называемый “кошелёк для скупого” (англ. Miser’s purse). Такое необычное название кошелёк получил из-за того, что его было сложно потерять, кроме того, открыть его было тоже непросто.

Читайте также 25 чертовски крутых кухонных штуковин

Фрагмент картины Лионелло Спада; “кошельки для скупого”

Экспонаты из музея Виктории и Альберта:

Кошелёк в виде виноградной грозди, 1600-1650 гг

Кошелёк из перламутра и шёлка, 1600-1630 гг; Кошельки, сделанные в Англии, 1680 г.

Кошелёк, XVIII век; сумка-конверт из алтаса, начало XVIII века; предположительно английская сумочка, XVIII век

Вышитый бисером кошелёк с монограммой Марии-Антуанетты, XVIII век; кошелёк с сюжетом “Диана-охотница”, 1725-1750 гг

В аристократические круги сумочку ввела в середине XVIII века фаворитка Людовика XV, маркиза Помпадур, женщина с добрым сердцем и неплохим вкусом. С её легкой руки мешочек для рукоделия, изготовленный из бархата и кружев, стал аксессуаром, обязательным для всякой уважающей себя la dame a la mode (рус. “модная дама”). Маркиза Помпадур дала своё имя этим бесполезным, с точки зрения мужчин, но дорогим вещам: миниатюрная сумочка в форме затянутого тесёмкой мешочка и по сей день называется “помпадур”.

Современники маркизы предпочитали называть этот предмет reticule, от латинского reticulum — “сеточка”. Хранились в сеточке-ридикюле иголки, нитки и прочие принадлежности женского досуга. Для светских львиц эпохи рококо вышивание стало таким же символом домашнего уюта и интимной доверительности, как новая дворцовая архитектура с её маленькими комнатами или ландшафтные парки, пришедшие на смену геометрической регулярности барочных садов.

В начале XIX века появилось множество разновидностей дамских сумок. Самые миниатюрные предназначались специально для визитов и не содержали ничего, кроме визитных карточек.

Другие, более функциональные, дополнялись зеркальцем, отделением для пудреницы, карманом для флакона с духами и крохотным кошельком-монетницей для мелочи. Особой разновидностью сумочек были изящные шателены, которые крепили к поясу с помощью специального крючка с чеканным щитком.

Для выхода в свет предназначались роскошные вечерние сумки, в которые вкладывались веер и бальная записная книжка (фр.carnet de bal). Особые сумки делали для похода в театр — в них было место для лорнета или театрального бинокля. Театральные и вечерние сумочки зачастую представляли собой настоящее произведение искусства. Техника их изготовления была самой разнообразной и зависела не только от веяний моды, но и от предпочтений владелицы.

 

Модные картинка кон.XVIII – сер.XIX вв

Парижские модные картинки, конец XIX века

Викторианская сумочка, расшитая бисером; Кошелёк, вязаный из шёлка и бисера, 1800-1850 гг; Викторианская бархатная сумочка с вышитыми изображениями грифонов и змей

В начале XIX века небольшие “гобеленовые” сумочки назывались “ридикюль”. В них носили такие необходимые вещи, как кошелёк, нашатырь и носовой платок. Нашатырь был необходим, поскольку от сильного затягивания в корсет дамам часто становилось плохо, вплоть до обморока. Они часто делались (вышивались) на дому собственноручно, а рамы с серебра или стали, пряжки, цепочки и ручки продавались готовые.

Сумочки, сделанные в 1820-1830 гг

Викторианская бархатная сумка; вышитая вручную австрийская сумочка

Винтажная сумочка, сделанная в России; дамские сумки кон.XVIII – нач.XIX вв

Сумочка фирмы F&N Co; серебряная сумка, XVIII-XIX вв; сумочка в стиле ар-нуво, ок.1900 г

Сумка из коричневой шерсти, с фурнитурой золотого цвета; бархатная сумка с серебряной отделкой; немецкая сумочка

Изюминки
Добавить комментарий