Когда в середине 50-х годов королева-мать Елизавета спросила Фреда Перри, почему его рубашка лучше, чем у других, тот без стеснения процитировал тогдашний рекламный слоган своей компании: “Мадам, эта рубашка как раз по мне”. Может, это и не самый остроумный ответ в истории, но учитывая, кому он был дан, можно смело сказать: лавровый венок венчает голову победителя.
Человечество знает немало примеров, когда профессионал в своей области становится известен потомкам совсем не так, как он, возможно, мечтал. Но сказать, что Фредерик Джон Перри стал известен миру лишь благодаря рубашке поло с логотипом лаврового венка, было бы, мягко говоря, преуменьшением.
Победитель восьми турниров Большого шлема, первый в мире обладатель “Карьерного Большого шлема” (победы в четырёх турнирах БШ в разные годы), первая ракетка мира в 1934-1936 гг. – и это неполный список достижений прославленного теннисиста. Сын хлопкопрядильщика и лейбориста из Стокпорта, Перри не только пробился в аристократический мир большого тенниса, но и сделал себе там громкое имя. Совсем не джентльменские выходки на корте, нацеленность на победу, особо жёсткая манера игры, вкупе с происхождением, не сделали Фреда любимцем руководств клубов и снобисткой части публики. Зато обычные зрители с удовольствием наблюдали за безукоризненно одетым игроком, который не только выигрывал матчи, но вставлял для зрителей элементы шоу в игру, полагая, что спорт это ещё и развлечение.
Если высокое общество не приняло Фреда Перри за своего, то Голливуд распахнул ему объятия. С момента своего первого приезда в Америку Перри был очарован Калифорнией, он тренировал Чарли Чаплина, заядлого любителя тенниса, стал своим в голливудской тусовке и заводил многочисленные романы, четыре раза закончившиеся свадьбами.
Фред Перри на корте и со своей первой женой, актрисой Хелен Винсон
Но карьера в большом спорте не вечна, травма локтя побудила Фреда Перри найти для себя новое занятие. Он становится спортивным комментатором на BBC, здесь его и находит Тибби Вегнер.
Говоря об успехе какой-либо компании, мы, как правило, связываем его с именем одного человеком, часто забывая о равноправных партнёрах, остающихся в тени. Самый известный пример на слуху – Стив Джобс и Стив Возняк, или – Ливай Страусс и Джейкоб Дэвис.
Читайте также Невероятно сложные композиции, вырезанные из обыкновенной бумаги
Вегнер был австрийским футболистом, разрабатывавшим повязку на запястье для спортсменов, для защиты от пота. Он предложил теннисисту сотрудничество. Перри, который и сам использовал подобную, из марли, согласился, предложив улучшить дизайн аксессуара. Чуть позже Вегнер выдвинул идею производства спортивных рубашек-поло из эластичного хлопчатобумажного пике. За словом – дело, и первая модель была выпущена в 1952 году. Чтобы прорекламировать свое детище, партнёры одели в рубашки с логотипом лаврового венка игроков Уимблдонского турнира, в тех же поло были и комментаторы – сам Фред с коллегой. Турнир транслировался по телевидению, и совсем скоро, при поддержке байера универмага Lillywhite’s, первая партия была с успехом распродана. Как и последующие.
К слову, о логотипе. Он должен был связываться с именем Фреда Перри, и тот, будучи заядлым курильщиком, предложил курительную трубку. Представьте себе её на кармашке своего любимого поло. Вегнер отговорил партнёра, к счастью для современного руководства фирмы, которое столкнулось бы с проблемой законов о борьбе с курением. Идея лаврового венка возникла при взгляде на фирменный спортивный блейзер Фреда и свитер с Кубка Дэвиса: после победы на Уимблдоне в 1934 г. Фред с гордостью носил знак победы. К тому же у венка из лавра как символа прекрасное прошлое и понятный для всех посыл. После получения – на удивление легко – прав на использование знака от Всеанглийского теннисного клуба, лавровый венок засиял сначала на рубашках-поло, а затем и на новых вещах компании, став символом заслуженных побед, чести и гордости и одним из самых узнаваемых логотипов в мире моды.
Логотип компании, Фред после турнира и рекламный плакат Fred Perry Sportswear
В 1961 году Фред Перри и Тибби Вегнер продали компанию, требующую дальнейшего развития, компании Charles Mackintosh. С этого момента в её истории началась новая глава.
Читайте также Гороскоп и коллекционирование
Ещё при основателях фирменные рубашки Fred Perry пользовались особым успехом среди прогрессивной британской молодёжи (у американской были свои герои – в первую очередь Lacoste). Их стали носить с иголочки одетые моды, с узкими брюками и щегольскими туфлями. Позднее поло с лавровым венком стало важным элементом отличительного стиля отколовшегося от модов движения скинхедов. Следует вспомнить, что изначально движение скинхедов никак не было связано с тем, с чем они ассоциируются сейчас. Это была аполитичная субкультура людей, слушающих ска и регги. Они носили штаны с подворотами и подтяжками, мартенсы и поло, причём так, чтобы подтяжки не закрывали логотип. Помимо них были и другие молодёжные течения, сливавшиеся друг с другом, исчезающие и появляющиеся. Не забудем и о спортивных болельщиках, а конкретно, футбольных фанатах.
Манера одеваться модов и скинхедов
Важную роль в популяризации рубашки-поло сыграл развивающийся стиль преппи. Но тут, правда, победа скорее осталась за прямым конкурентом Fred Perry, с зелёным крокодилом. Возвращение былой популярности произошло в 90-е, когда рубашка с историей полюбилась новым покорителям вершин, слушающим инди и брит-поп (Oasis, Blur и не только).
Компания и в наши дни сохраняет дружеские связи с субкультурами, держа руку на пульсе того, что интересует юных и дерзких. И благодаря этому остаётся молодой, имея за плечами более чем 60-летнюю историю.
Группа Blur
Кажется, что снимок был сделан несколько десятилетий назад, но нет. 2012 год, Нью-Йорк, молодой человек в объективе Скотта Шумана, The Sartorialist
За что же выбирали и продолжают выбирать поло с лавровым венком?
Практичность, носкость и хорошая износостойкость, благодаря материалу. Качества, важные не только для спортивной одежды, но и для повседневной, особенно если хочется сохранить хороший внешний вид в течении долгого времени.
Функциональность. Поло можно смело сочетать с брюками (особенно хорошо с чиносами) и пиджаком, с юбкой-карандашом и лёгким свитером, не говоря уже о джинсах и куртках “харрингтон”.
Читайте также Как выглядит идеальная женщина глазами женщины и мужчины
Эми Уайнхаус для Fred Perry, молодой человек в куртке “харрингтон”, брюки чинос из коллекции осень-зима 2014/15, Fred Perry
Традиции. Тот случай, когда следование традициям себя оправдывает. Классические, мгновенно узнаваемые модели, стараются сохранять неизменными, включая мелкие детали, на протяжении всей истории компании. Хлопчатобумажное пике, передняя застёжка на две пуговицы (в тон рубашке), отложной воротничок, с двумя полосками или без, и вышитый за 94 секунды лавровый венок. Никаких лишних сюрпризов.
Классическая рубашка-поло тёмно-синего цвета из коллекции осень-зима 2014/15, Fred Perry
Связь с современностью. Классика хороша, но ограничивает. Экспериментируют в рамках коллабораций и обыгрывания знакомых элементов нескольких стилей в новых условиях. Например, отсылка к модам 60-х в виде двойного принта “в горошек” и контрастного воротничка на платье. Или всем знакомый тартан (марка британская, помним) и неон (оммаж танцевальным клубам Сохо).
Фотография из глянцевого журнала 60-х и платье Fred Perry
Среди творческих партнёров: гонконгский Izzue, Lavenham с их знаменитым стёганым жилетом, современный британский художник Гэри Хьюм и ныне отвечающий за Christian Dior Раф Симонс. Fred Perry сотрудничал с Эми Уайнхаус, а после смерти певицы с Фондом её имени. В 2012 году марка отпраздновала 60-летие специальной акцией, в ходе которой известные музыканты, дизайнеры и писатели, журналы и торговые марки представляли свои варианты легендарной рубашки. Среди участников были замечены Деймон Албарн, Дуглас Коупленд, I-D, Inez&Vinoodh и даже российское издание Furfur.
Юбилейные коллаборации Fred Perry. Снизу, по часовой стрелке: Eco Nugroho (художник), Ed Tsuwaki (художник), Furfur (онлайн-издание для мужчин), Christopher Raeburn (дизайнер). Да, последнее мало похоже на поло, но кролик симпатичный
История. У каждой хорошей, любимой вещи в гардеробе есть своя история. Иногда совсем коротенькая, иногда подлиннее. Но в любом случае именно она делает некую вещь Лично Вашей вещью.
Впрочем, иногда ничего этого не нужно. Иногда нужна просто хорошая рубашка.