Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Многие убеждены, что 1920-е – это прямой силуэт, стрижка «Боб» и туфельки с перемычкой. Но, на самом деле, тогда работало большое количество дизайнеров предлагавших интересные модели, стилизованные под разные эпохи. Перед вами рассказ об известном модельере Мариано Фортуни, чьи работы стали для многих хрестоматийными.

Имя Фортуни, конечно, связано не только с 20-ми годами, но на то время пришёлся самый пик его популярности.
Очень не хочется повторять здесь всем известную информацию о Фортуни, но вдруг, кто не знает? Поэтому, копирую из Википедии:

«Сын известного художника-ориенталиста Мариано Фортуни-е-Марселя (1838—1874). Остался без отца в трёхлетнем возрасте, в детстве жил с матерью в Париже и Венеции, много путешествовал по Европе, был подающим надежды художником, скульптором, архитектором, фотографом, но предпочёл стать дизайнером. В 1897 году женился на Анриэтте Негрин.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

В конце 1890-х Фортуни увлёкся набойкой тканей и создал коллекции парчи, бархата и гобеленов в венецианской технике XIV—XV веков, а в 1901 году представил сшитые из этих материалов модели в Париже.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Немного позднее он запатентовал способ плиссировки шёлка, которая с тех пор носит название «плиссировка Фортуни»».

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Википедия правильно указывает на две важные вещи в творчестве Фортуни, как дизайнера одежды: плиссированные платья «Delphos» (платья – хитоны в греческом стиле) и набивной бархат.

Плиссированные платья были придуманы им в 1907 году, а в 1909 – запатентованы. Художник не считал себя модным дизайнером, ему было интересно работать с тканью, формой, цветом и фактурами. Тем не менее, его платья были невероятно популярными.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Изначально, «дельфосы» носили дома – в качестве чайного платья. Напомню, что начало ХХ века – это корсеты и сложные силуэты, а модели Фортуни категорически исключают корсет. Но как раз чайное платье позволяло дома ходить в удобном и красивом наряде.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Разумеется, первым популяризатором этого платья была жена и муза дизайнера.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Но потом, его полюбили многие женщины. Самые известные клиентки Фортуни – актрисы: Сара Бернар, Айседора Дункан и Наташа Рамбова. Они стали появляться в подобных нарядах на публике и с тех пор платье-дельфос от Фортуни стало ассоциироваться с артистичной женщиной, независящей от чужого мнения. А ещё позже стало модно и престижно обязательно иметь в гардеробе подобное платье.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Айседора Дункан и Сергей Есенин

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Наташа Рамбова

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Лилиан Гиш

Метод его плиссировки с одной стороны – понятен, но, с другой стороны, неповторим. Вручную шёлк сметывали в мелкие складочки, обрабатывали специальным составом, а потом прогоняли через горячие фарфоровые валики. Но добиться такого же результата, как у Фортуни, в наше время не смог никто.

Читайте также На стыке двух миров: чарующие фотографии пейзажей по обе стороны от поверхности моря

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Для подобного платья брали в 5 раз больше шёлка, ведь плиссировка сжимает объём ткани. Для утяжеления края и подола Фортуни нашивал бусины из муранского стекла

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Помимо плиссировки и подражания античным образцам меня в этих платьях восхищает их цвет.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

В то время уже использовались анилиновые красители. Фортуни же красил свои шелка вручную и только с помощью натуральных красок.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

На первый взгляд кажется, что такие платья сделать просто. Но на самом деле, качество работы Фортуни заключается в неповторимости: для каждой клиентки специально создавался новый оттенок. Учитывалось и то, как движение и свет влияют на цвет.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Одним из его источников вдохновения был венецианский художник Карпаччо.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Вертикальная плиссировка делала ткани похожими на современный трикотаж: они становились эластичными и легко, словно струи водопада, стекали по женской фигуре, повторяя все её изгибы.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Как всё просто и вместе с тем – восхитительно красиво! Такие платья хранились и продавались в скрученном состоянии в коробке, напоминающей шляпную.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

«Дельфосы» не стирали, а если нужно было почистить – возвращали в мастерскую Фортуни, где их приводили в порядок и даже реставрировали складки.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Именно такой вариант одежды «от Фортуни» использовали художники по костюмам в фильмах «Крылья голубки» и «Возвращение в Брайдсхед», чтобы подчеркнуть в них независимость и артистическую склонность.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
“Крылья голубки”

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
“Возвращение в Брайдсхед”

Платья Фортуни вне времени, потому что имеют свой стиль.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Наталья Водянова на вечеринке

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Известная модель и коллекционер винтажной одежды от кутюр Татьяна Сорокко

“Я помню, как впервые увидела платья (Фортуни) на Мэдисон-авеню у Miss McNeill’s shop, прежде чем они перестали делать их … Во всю стену от пола до потолка стояли коробки, наполненные разноцветными платьями … Целая радуга оттенков от глубокого тона к бледному, красного, зелёного, синего, фиолетовых цветов … Это было красиво … Просто абсолютно красиво … Они не висели, а просто лежали, нежно скрученные в свободные завитки и завихрения, словно икринки “.
Глория Вандербильт

Читайте также Удивительная арт-обувь от Косты Магаракиса

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Отец и мать Фортуни были известны как коллекционеры редкой испано-мавританской керамики, персидских ковров, исламской чеканки и старинного оружия, а также древних восточных тканей. Поэтому неудивительно, что в начале 1900-х годов дизайнер изобрел методы текстильного крашения и печати по ткани, где воспроизводил глубину, цвет и красоту старинных: парчи, бархата и гобелена.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Модель Фортуни

Сначала он окрашивал бархат в нужный цвет, а потом печатал по нему рисунок. Часто использовались металлизированные краски, для придания ткани ренессансной фактуры.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Один из способов набивки по трафарету

Марсель Пруст, большой поклонник художника, дал такое поэтичное описание бархатной ткани Фортуни: “это был тот интенсивный синий цвет, который переливался расплавленным золотом – всё те же изменения, которые происходят под носом гондолы, рассекающей лазурь Гранд канала и превращающей её в пылающий металл “.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Художник наносил металлические пигменты на ткани таким способом, что они выглядели не напечатанными, а сотканными.

Фортуни постоянно совершенствовался, изучал японские и восточные методы ручной печати для точной передачи цвета на ткани.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Формы для набойки Фортуни (Музей Фортуни, Венеция)

За свою жизнь он создал тысячи орнаментов для своих тканей. При этом он никогда не повторял рисунок или цветную комбинацию.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Рассказывают, что орнаментам и цветовым сочетаниям он учился в картинных галереях Венеции, где на старых полотнах Тинторетто, Карпаччо и других мастеров эпохи Возрождения на платьях были тщательно прорисованы узоры.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Но он не просто копировал старые образцы, он переосмыслил их для достижения своего эстетического идеала.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Что касается стилей одежды, сшитой из прекрасных бархатов Фортуни – то тут можно выделить два: ренессансный и этнический.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Ренессансная модель Фортуни и картина В. Карпаччо “Две венецианки”

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Ещё одна модель Фортуни в стиле эпохи Возрождения и фреска Д. Гирландайо

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Кафтан от Фортуни

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Djellaba и модель Фортуни

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Кимоно и модель Фортуни

Часто накидка из бархата, расписанная по трафарету, дополняла платье – дельфос. Это, кстати, был вариант для женщин с неидеальной фигурой.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Похожий ансамбль мы видим и на принцессе Амидале в фильме «Звёздные войны».

Более того, платье – дельфос не могло иметь карманов, поэтому у Фортуни можно было купить прелестную сумочку – кисет из набивного бархата. Кстати, в течение многих лет Фортуни продавал свои платья и ткани только в своем магазине в Венеции.

Читайте также Сюрреалистические оттенки лаков для ногтей Orly Surreal

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Музей Фортуни, Венеция

В конце концов, он разрешил некоторым фирмам продавать их в Париже и Лондоне.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Музей Фортуни, Венеция

В первое время в мастерской в Палаццо дельи Орфеи на него работало 100 рабочих, но в 1919 году, с ростом популярности, потребовались большие площади.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Он создаёт фабрику «Societa Anonima Fortuny» по производству набивных тканей и переносит свою текстильную мастерскую в бывший женский монастырь на острове Джудекка.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Фабрика “Фортуни” на острове Джудекка

В 1927 году графиня Элси Ли Гоцци (позже Элси Макнэйл), американский декоратор, стала единственным дистрибьютором его платьев и тканей в Соединённых Штатах. Она поняла, что текстиль Фортуни прекрасно подходит не только для пошива одежды, но и для оформления помещений. С тех пор, дизайнеры всего мира с удовольствием покупают ткани от Фортуни для обивки мебели, пошива портьер, подушек.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Современные подушки и ткань изготовленные по эскизам и технологии художника

После смерти Фортуни, его супруга Генриетта, уговорила графиню Элси выкупить фирму, потому что та была единственным человеком, желающим приобрести фабрику, который понимал и в бизнесе, и в технологии, и в дизайне. Графиня продолжала производить одежду и ткани от Фортуни до начала 1980-х. А в 1988 году компанию у графини выкупил некий мистер Riad . Графиня продала её с условием, что если качество или традиции тканей от Фортуни ухудшится, то компания и её станки должны быть уничтожены. Сегодня фирмой владеют сыновья Riad, причем, ткани изготавливаются с использованием тех же машин и методов, придуманных ещё Мариано Фортуни почти сто лет назад, которые держатся братьями в секрете.

Мариано Фортуни. Стиль вне времени

Но это касается только набивных тканей, технология изготовления плиссировки утеряна. В архивах нашёлся только маленький рисунок машины для плиссировки, нарисованный на заявке на патент, вот по нему и строятся предположения, как это было. На эту фабрику можно попасть сегодня с туристической группой, там есть музей и магазин сувениров. Кстати, только там и можно приобрести настоящие ткани и изделия от Фортуни, всё остальное, что предлагают в Венеции (и сети) “от Фортуни” – подделки.

Фирма на венецианском острове Джудекка процветает, поскольку и сегодня Фортуни не выходит из моды.

Сайт Фортуни:

Музей Фортуни в Венеции:

Изюминки
Добавить комментарий