Первый русский учебник по этикету

Первый русский учебник по этикету

Сегодня – интересный юбилей в истории светского общества России.
Исполнилось 295 лет со дня выхода из печати первого учебника по этикету “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”. Это даже скорее не учебник, а пособие или наставление молодым дворянам, которое содержит массу любопытных посланий тогдашней молодежи, было выпущено в карманном варианте, что подразумевало постоянное его ношение с собой.
Книга, предназначенная для самообразовательного чтения, стала основой воспитания для многих будущих видных российских государственных деятелей, ученых и писателей.

Примечательно, что “Зерцало” вышло по повелению Петра Первого, который семимильными шагами “переучивал” страну на так им любимый европейский манер практически во всех жизненных сферах общества.

Первый русский учебник по этикету

Принято считать, что составителем книги был епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). По мнению исследователей в ее создании также принимал активное участие и сподвижник Петра, Яков Брюс.
По сути, книга являлась вольным пересказом правил поведения, заимствованных из различных европейских книг.

В качестве прототипов называют сочинение «О воспитанности нравов детских» («De civilitate morum puerilium») Эразма Роттердамского, изданную в 1706 году в русском переводе под названием «Златая книжица о гожении нравов».
“Зерцало” адаптировало европейский этикет к русским реалиям, способствовало распространению в России нового быта.

Книга практически сразу же стала бестселлером, тираж разошелся очень быстро. В течение года пришлось ее печатать еще дважды. Именно на этой книге было воспитано несколько поколений российских дворян.

Несмотря на следование европейским требованиям о соблюдении этикета, составители книги так и не смогли полностью отойти от российских патриархальных традиций. Практически вся книга посвящена поведению юношей, о девицах в ней вскользь упомянули в самом конце, дав несколько общих правил, в которых чувствовалось стойкое влияние «Домостроя». Для девиц во главу угла ставились набожность, смирение, молитвы, почтительное отношение к родителям и старшим, скромность, стыдливость и т. п.
Несмотря на такое ограниченное внимание книги к женскому полу, отдадим должное Петру в том, что именно в его правление дамы начали посещать Ассамблеи, учрежденные его указом в декабре 1718 года (почти через два года после выхода “Зерцала”).

Читайте также Разноцветный интерьер: как создать настроение с помощью цвета

Первый русский учебник по этикету
Станислав Хлебовский (1835–1884), «Ассамблея при Петре I» (1858).

Посещать эти «вольные собрания, или съезды», как следует из «Объявления каким образом ассамблеи отправлять надлежит», разрешалось «с высших чинов до обер-офицеров и дворян, также знатным купцам и начальным мастеровым людям, также и знатным приказным, тоже, разумеется, и о женском полу, их жен и детей». Таким образом, царедворцы, в костюмах, скроенных по европейской моде, получили возможность выводить в свет своих жен и дочерей. Историческое значение этого события можно определить фразой Сергея Михайловича Соловьева (1820–1879):

Петр прекратил затворничество женщин, приказав приглашать их в общественные собрания.

После Петра ассамблеи трансформировались в балы.

Первый русский учебник по этикету

В отличие от девушек для юношей в “Зерцале” были подробно изложены нормы поведения при различных жизненных ситуациях. Начинались они с рекомендаций по поведению в семье: «В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга».

Любопытно, что авторы дополнили вполне европеизированные требования и российским колоритом: «У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо».

Читайте также Свадебные платья в стиле диснеевских принцесс

Первый русский учебник по этикету

Здесь же были изложены и требования к поведению за столом, так как закладываться они должны были в семье с детства: «Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть».

Не могли составители обойти вниманием и проблему пьянства: «Честный отрок должен остерегать себя от неравных побратенеств в питье, чтоб ему опосле о том не раскаяваться было. И дабы иногда новой побратеник не напал на него безчестными и необыкновенными словами что часто случается. Ибо когда кто с кем побратенство выпьет, то чрез оное дается повод и способ к потерянию своея чести, так, что иной принужден побратеника своего устыдиться. А особливо когда оной отречется или нападет несносными поносительными словами».

Видимо, с навыками поведения у молодых дворян было не ахти, поэтому в наставлении не преминули упомянуть, что «младые отроки не должни носом храпеть, и глазами моргать и ниже шею и плеча якобы из повадки трести, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить, да бы от издевки не учинилось в правду повадки и обычая: ибо такия принятая повадки, младаго отрока весьма обезобразят и остыжают так, чтоб потом в домах, их посмехая, тем дражнят… Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях».

Петру требовались надежные и умелые исполнители его воли, поэтому акцент делался на образование и подготовку молодых дворян к службе: «Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает… Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маетник… Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранным языком, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорил, случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других не знающих болванов разпознать».

Читайте также Что о нас говорят наши вредные привычки

Первый русский учебник по этикету

Любопытно, что религиозные качества в наставлении упоминаются только изредка и явно не входят в число важных достоинств молодого дворянина. «Должно, когда будешь в церкве или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти благочинно постоянно и смирно и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело».

В книге дано много наставлений для различных жизненных ситуаций. В том числе и такие, как себя вести на свадьбе или на танцах; куда можно, а куда не следует ходить без приглашения; как строить взаимоотношения со сверстниками и слугами; как выглядеть при любых обстоятельствах весело и приятно.

Обращает на себя внимание образный, сочный, доступный язык, которым написано «Зерцало». Это не нудное наставление, которое и читать-то скучно, а легко запоминающиеся советы, подкрепленные образами, буквально впечатывающимися в память. Не зря же «Зерцало» было настольной книгой молодых дворян в течение почти полутора веков. Впоследствии в России издавалось немало книг по этикету, но, пожалуй, столь образной и запоминающейся, как «Юности честное зерцало», больше не было.

Изюминки
Добавить комментарий

  1. Иоанна

    Вторая часть — это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие. Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга призвана была формировать стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости и придерживающегося европейских светских манер.

    Ответить