Что лучше – сохранить первоначальный вес камня или всё же смириться с его потерей, но при этом получить то совершенство, которое радует глаз?
Большинство мастеров стремятся к красоте. Но в древности основной обработкой камня являлось простое выцарапывание фигур и символов. До XVII века вопрос об огранке вообще не поднимался, камни обрабатывали, только слегка обтачивая природные кристаллические поверхности, а также полировали.
Предполагается, что первые мастера-шлифовщики были в Индии. Именно эта страна славилась своими драгоценными камнями, что явилось для неё не счастьем, а трагедией, – ведь, так называемые, «цивилизованные» страны мечтали найти и покорить сказочную страну и её народ.
Самые древние из сохранившихся драгоценных камней имеют огранку из множества маленьких и неровных граней. Такую огранку выполняли в Индии. С конца XV века стали применять шлифовальный диск, и это дало возможность улучшить качество огранки. Как известно, сначала мастера-гранильщики слегка обтачивали камень, придавая ему форму восьмигранника. Это естественная форма алмаза.
В Милане и Венеции в течение XVI – ого века итальянские гранильщики обтачивали камень таблитчатой огранкой с горизонтальной верхней гранью. Мастера-гранильщики этого периода занимали почётное первое место среди всех профессий и ремёсел. В XVII веке Антверпен являлся главным экономическим центром всей Европы, а мастерство его гранильщиков было общепризнанным.
Из всех старинных видов огранки следует назвать некоторые из них:
XVI век – «таблитчатая»
XVI – XVII век – «восемь-восемь»
XVII век – огранка«Мазарини», которая была, по предположению, названа в честь французского кардинала Мазарини, будто бы подсказавшего мастеру-гранильщику идею огранки с 34 гранями – 17 граней сверху и 17 – снизу. Кардинал собрал уникальную коллекцию драгоценных камней, которая стала сокровищем французского двора.
Читайте также Fore-edge painting. Живопись на обрезе книг
В конце XVII века венецианский мастер Виченцио Перуцци разработал огранку с 58 гранями, которую назвали «Перуцци»
В конце XVIII – в начале XIX века – огранка «Олд Майн»
В начале XIX века появилась «старинная огранка»
И наконец, самая знаменитая – «бриллиантовая» огранка, разработанная на основе «старинной огранки». Именно благодаря «бриллиантовой» огранки алмаз приобрёл доселе невиданное совершенство и явился миру во всей своей славе и красоте.
Но в дополнение к естественным граням кристалла, возникали всё новые и новые грани, увеличивалось их количество, усиливался оптический эффект камня. В дальнейшем способы огранки совершенствовались, появлялись новые технологии и возможности, благодаря которым открывалась красота драгоценных камней. И сейчас таких способов, которые придают камню максимальное сияние, множество.
А вот история огранки одного из алмазов. Крупнейший в мире алмаз – Куллинан. Он был найден в 1905 году в Южной Африке в провинции Трансвааль, на шахте, принадлежавшей Томасу Куллинану. Камень был длиной 11см, шириной 5см и высотой 6см, весил 621,2 грамма или 3106 карат. Томас Куллинан продал его правительству Трансвааля, которое преподнесло эту драгоценность английскому королю Эдуарду VII в день рождения. Распиловку камня король поручил братьям Ашерам, гранильщикам из Амстердама, которые уже доказали своё мастерство в огранке драгоценных камней. Наконец, в 1908 году 10 февраля состоялась распиловка камня.
Мастера-гранильщики были в страшном напряжении, а один из них, Джозеф Ашер, даже лишился чувств, подумав, что первый надрез при распиловке сделан им неудачно. Однако всё было верно, и расчёт оказался правильным. В результате распиловки получили 9 больших камней и 96 маленьких. Затем началась огранка, на которую ушло несколько месяцев. После огранки общий вес 105 камней составил 1055,9 карат, то есть было утрачено 65% первоначального веса. Два самых крупных камня «Куллинан I и II» украсили Сокровищницу Британской Короны.
Читайте также Полка, способная превратить стопку книг в уникальную скульптуру
Применяются различные виды огранки – «маркиза», «капелька», «изумрудная» и многие другие фантастические виды, придуманные мастерами-гранильщиками. Если рассматривать огранку исходя из оптического впечатления, то можно отметить три основных вида огранки – фасетная, гладкая и смешанная.
Именно в фасетной огранке мы можем увидеть поистине магическое сияние камня. Этот вид огранки имеет множество мелких граней, благодаря которым усиливается блеск и цвет камня. Фасетная огранка имеет в свою очередь множество различных видов огранки и используется для прозрачных камней. Техника фасетной огранки когда-то хранилась в строгой тайне.
Гладкая огранка, или шлифовка выполняется выпуклой (кабошон) или ровной и используется для многих поделочных камней и непрозрачных драгоценных камней. Для таких камней, как агат, бирюза, коралл, достаточно лишь отшлифовать поверхность, и это украсит его и передаст замысловатые фантастические узоры камня.
Смешанная огранка – это сочетание фасетной огранки и гладкой шлифовки. Камень в одной части может иметь грани, а в другой может быть гладким.
Форма огранки – это ещё одна тема дизайнерской фантазии. Формы огранки камней чрезвычайно разнообразны. Они могут быть круглыми, коническими, квадратными, ромбовидными, в виде сердечка, овальными, прямоугольными, треугольными, многоугольными и, наконец, просто фантастическими, которые являются образами дизайнерской выдумки.
Драгоценные кристаллы, пройдя пылающие недра Земли, приобретают благородный облик и поражают своим сиянием и красотой, а в сочетании с творчеством и умением мастера становятся совершенством природы.