Японские «модные журналы» XVII века

Первыми тиражированными инструкциями, отпечатанными в Японии в середине XVII века, были руководства для строителей. Книги так и назывались “Хинаката хон (вариант – хинагата бон)” 雛形本 (дословно – “книга моделей”). В них детально описывались различные “стандартные” строения. Храмовые постройки в зависимости от назначения, жилые дома в зависимости от места и хозяина (жилые постройки строго регламентировались по сословиям, роду деятельности и местонахождению), подсобные помещения… Книги снабжались и достаточно детальными чертежами, что было практично и удобно для строителей и заказчиков.

Чуть позже идею подхватили и изготовители нарядов. Это оказалось очень удобно: с одной стороны, есть типа каталога моделей, из которого потенциальный клиент может выбрать приглянувшуюся и заказать без особых объяснений деталей “на пальцах”, с другой – каталог также неплохо выполнял функции и рекламного буклета, если издавался самим изготовителем нарядов. В общем, совершенно современный подход.

Первый такой каталог моделей косодэ – косодэ хинагата хон 小袖雛形本 – был издан в 1666 году в Киото.

Серия картинок из книги 御ひいなかた (“Го-хиинаката”) этого самого года.

Первые “косодэ хинагата бон” были чёрно-белыми гравюрами размера в половину листа “минобан” 美濃判 (т.е. примерно 20х28 см), собранными в брошюры под единой обложкой. И представляли собой примитивную схему платья и расположение элементов дизайна на этой схеме. Рекомендованная цветовая гамма иногда содержалась в примечаниях к схеме, а чаще – просто обсуждалась во время заказа наряда.

Идея понравилась и прижилась.

Подобные книги выпускал, например, Миязаки Юзэн 宮崎友禅 – мастер-красильщик, который ввёл в широкое употребление метод окрашивания тканей, получивший его имя.

Большая часть “хинагата бон” выпускалась во время Эдо в Киото, поскольку именно в Киото на тот момент существовало развитое производство тканей. И все новейшие технологии ткачества и окраски испытывались прежде всего именно там.

Косодэ по дизайну, описанному в книгах “хинагата бон” в 1660-1680 годы, получили название “Канбун-косодэ” 寛文小袖 (по названию японского временного периода). Подобный дизайн встречался и позже и оказал очень существенное влияние на общее художественное оформление косодэ, а позже – и кимоно.

Канбун-косодэ, в отличие от косодэ предыдущего периода (Кэйчё-косодэ 慶長小袖), большей частью производившихся для высокопоставленных самураев, предназначались в первую очередь для захватывающего влияние сословия богатеющих купцов и всех, так или иначе связанных с их новой культурой. Это, к примеру, известные и богатые куртизанки и дамы полусвета, артисты кабуки. Причём мода того периода времени (особенно для молодёжи) отличалась ещё и довольно изрядным унисексом.

Картинки из “хинагата бон” “Косодэ-но сугатами” 小袖のすがたみ (“Зеркало косодэ”), год выпуска – 1682.

Обратите внимание: здесь уже показаны не только схемы дизайна, но и как это может выглядеть “на живом человеке”, а также модные на тот момент причёски. Совсем как в современных модных журналах.

Опять же хочу обратить ваше внимание: справа нарисован мальчик (меч видите?). Это к вопросу об унисексе.

Дальше – больше. Успех “хинагата бон” заинтересовал и профессиональных “чистых” художников, мастеров гравюры. Книги становятся богаче и разнообразнее по внутреннему содержанию.

Картинки из “хинагата бон” 1684 года “Тосэй хаяри хинагата” 当世早流雛形 (примерно “Современные тенденции в моделях”).

Здесь, скажем, на первых страницах представлена внутренность мастерской по производству модных тканей. Слева – окраска и сушка готовых тканей, справа – вышивка, роспись и аппликация.

И сами модели представлены тут не в виде схем, а в виде изящных картин. Наброшены на вешалку или верёвку. И рядом – рекомендуемый автором пояс.

Заглавная гравюра из второй части той же книги. Мальчики – направо, девочки – налево.

Здесь справа нарисована стопка одеял. Верхнее украшено изображением мифического зверя кирин.

И некоторое количество “живых” Канбун-косодэ, дошедших до нашего времени. Картинки собраны по сайтам разных музеев.

Типичнейшее Канбун-косодэ конца 17го века. Украшено изображениями футляров для писем, выполненных в технике “шибори” (узелковое окрашивание), вышивкой и аппликацией золотом на белом узорчатом шёлке.

Аналогично. Шибори и вышивка по белому узорчатому шёлку.

Бабочка и скрученный цветок. Шибори и аппликация золотом по чёрному узорчатому шёлку.

Косодэ дизайна “Канбун”, но с явным влиянием более ранних.

Косодэ из белого узорчатого шёлка с рисунком глициний и ручными барабанами. Окрашено в технике “шибори”, с вышивкой и аппликацией золотом.

Косодэ из белого шёлка со шляпками и кленовыми листиками.

Кусочек этого косодэ поближе:

Хорошо видна типичная техника украшения подобных нарядов. Те фрагменты, что “сеточкой” – окрашены “узелками”. Поверх – вышивка.

Тоже типичнейшее Канбун-косодэ. Очень четко видно, что основное окрашивание также производилось “узелками” – самая популярная на тот момент технология для окраски тканей.

Дизайн целиком и полностью выполнен в узелковой технике. Количество узелков можете себе представить?

Очень популярный вариант дизайна, включающий иероглифы. Чаще такие носили молодые мужчины, желающие продемонстрировать свой высокий культурный уровень.

Вот, имейте в виду: мода писать всякие слова на одежде появилась в Японии уже четыре сотни лет назад ????

Ещё одно косодэ, целиком украшенное “узелковой” росписью.

Кусочек поближе:

Каждая “клеточка” – узелок, завязанный на ткани перед погружением в краситель.

Здесь узелками окрашена половина фона косодэ. И поверх украшено вышивкой.

Одно из известнейших сохранившихся косодэ эры Канбун, хранится в Национальном музее Токио. Здесь очень хорошо видна типичная для того периода “трёхслойность” украшения: узелковое окрашивание, вышивка и аппликация золотом на чёрном шёлке.

Читайте также Бродячий цирк вместо подиума: необычная фотосессия для журнала Vogue

В XVIII веке и позже “модные журналы” развивались вместе с развитием полиграфии, также отражая изменчивое течение моды. Но это уже другая история…

 

Изюминки
Добавить комментарий