Гэта – один из самых древних видов японской обуви. Когда именно “скамеечки” вошли в обиход – сказать сложно, но остатки деревянных обувок и каменные модельки находят в некоторых захоронениях периода Кофун, т.е. III-VI в.в.
Вот, например, вырезанная из камня модель гэта (примерно 12 см длиной), найденная в захоронении Кагамияма на территории нынешней префектуры Киото.
Утверждают, что изначально гэта использовали для работы в полях. Но потом приспособились и просто гулять в этом, а также красоваться и выпендриваться.
За прошедшие века и даже тысячелетия дощечка с поперечинами многократно видоизменялась под разные нужды и потребности носителей.
Раз уж гэта были придуманы для работы в поле, то вот вам несколько вариаций так называемых “тагэта” (полевых гэта).
Хлюпать по рисовому полю и не тонуть в жидкой грязи – основная цель подобных конструкций.
Вариация на ту же тему.
Или так:
Поскольку “тапочки” эти не отличались изяществом и лёгкостью (особенно в сочетании с налипшей на них грязью), частенько к ним прилагались верёвочки для управления.
Примерно так.
Модификацией этих рабочих тапок можно считать обувь для работы в глубоких, но не топких местах. В море, например.
Так называемые “нори-гэта” (нори знаете, да? суши в них заворачивают, водоросли такие). Камешки на нижней части, чтобы не всплывали.
Такие же конструкции использовались и при строительстве мостов, тем более, что высоту можно было сделать практически любой (в пределах разумного, конечно).
Обувь со встроенной стремянкой. Утверждают, что высота “стремянки” варьировалась от 30 см до 1 метра. Как на них забирались, неизвестно. Наверное, лестница прилагалась.
Вариация на тему нори-гэта. Если у вас прохудилась пара вёдер – не выбрасывайте, пригодится.
Ну, а обычные прогулочно-общецелевые гэта выглядят так (вдруг кто не знает?):
Дощечка либо прямоугольной, либо овальной формы с двумя поперечинами-“каблуками” и лямками, в которые и вставляются ступни.
Интересно, что древние гэта делались на правую и левую ноги отдельно:
Остатки деревянных гэта из захоронения времен Нары (8й век).
Но уже к периоду Хэйан перестали этим баловаться и вырезали одинаковые дощечки на обе ноги с симметричными дырками для лямок.
Новые гэта не различаются на правый и левый тапок, но в процессе носки лямки слегка вытягиваются по форме ног, а “каблуки” стачиваются в зависимости от особенностей походки, и гэта начинают различаться.
Верхняя прямоугольная двухкаблучная модель – наиболее универсальна. Такое носят и девочки, и мальчики всех возрастов. И на работу, и на праздник.
Высота “каблуков” варьироваться может очень широко. От полного отсутствия (как на тагэта) до полуметра и выше. “Каблуков” также может быть и два, и один, и три.
“Однозубые” гэта, также называемые “тэнгу-гэта” (тэнгу – это такой очень длинноносый герой местной мифологии).
Вариации высоты однозубых гэта. Это, так сказать, среднее, для обычного потребителя.
А вот модели для духовно-развитых:
Обувь буддийских монахов. 60 см, говорят, для особой духоподъёмности.
Кстати, о монахах. Образец обуви, хранящийся в храме Кйомизу-дэра в Киото:
Утверждают, что это принадлежало монаху Бэнкэю, герою времён очень позднего Хэйана. Железные гэта, весом 12 кг каждая тапочка. Желающие ныне могут попробовать примерить и походить.
Тоже для духовно-развитых, но в другой области:
Трёхкаблучная вариация гэта для высокоранговых проституток типа таю и ойран. До 30 см высотой.
Более скромная вариация женских гэта, для молодых знатных девочек и девушек:
Это, конечно, современная модель, но мало отличающаяся от более ранних. Такое обычно носят девочки на праздновании 3-5-7.
Побогаче модель:
Модели примерно такой же высоты, но без рисунка и с бубенчиком, встроенным в носовую часть, носят майко (ученицы гейш) Киото. Такое называется “поккури” (имитация издаваемого при ходьбе звука) или “окобо”.
Вот ещё модель рабочих гэта, хотя и довольно специфическая:
Коробочкой и с оплёткой из рисовой соломы, чтоб не стучало. Это “бутай-гэта”, в которых ходят по сцене головные артисты кукольного театра бунраку. Те, которые носят куклу и исполняют её роль. Всякие вспомогательные артисты, заведующие движениями ног-подолов-хвостов и прочих второстепенных деталей носят на сцене плетёные из рисовой соломы вараджи, чтобы быть заведомо ниже головного артиста.
Примерно так это выглядит изнутри.
Обратите внимание: традиционные японские гэта имеют строго горизонтальную ровную поверхность. Но в начале XX-го века европейские тенденции проникли и в эту область. И гэта начали приобретать плавные изгибы по форме ступни.
Это уже европейское влияние. Хотя тапки по-прежнему “на одну ногу”.
Затейливая вариация столетней давности:
Гибрид, так сказать. И такое было.
В начале 20го же века гэта принимали участие в зимних олимпийских играх. В качестве беговых коньков, да.
Чтобы не терялись в процессе, их ещё и верёвочками подвязывали к ногам.
Тоже коньки. Видимо, особо сбалансированные.
Более практичная и удобная модель гэта на мокрое и холодное время:
С покрышкой на носовую часть и меховой оторочкой.
Это тоже, говорят, появилось под европейским влиянием:
Основа – как у гэта. Но лямок уже нет, одна перемычка через всю ступню. Такие тут очень популярны в онсэнах и в качестве туалетных тапок.
Ну, а в наше время гэта бывают всякие. Традиционные по-прежнему в ходу, за исключением разве что тагэта и нори-гэта. Сейчас для работы в поле и в море есть способы и поудобнее. И коньки с гэта тоже мало кто пользует.